(К СТОЛЕТИЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ БАКУ) 6-го ноября

Последняя беседа нашего сотрудника с министром внутренних дел рисует картину внутреннего строя, как самой  широкой области государства. Опыт истории образования всех государств показывает, что всякое государство находящееся в период формирования, в первую очередь нуждается в внутреннем порядке и установлении норм правового государства со всеми его атрибутами. И нет сомнения, что определённый правовой строй внутри государства имеет влияние на благоприятное разрешение внешних политических вопросов и вообще обусловливает нормальное функционирование органов других отраслей государственного аппарата. Поэтому, с первых шагов деятельности Азербайджанского Правительства, было обращено сугубое внимание на эту область государственной жизни. В то время, когда страна была охвачена анархией и безвластием и тёмные инстинкты преступной части народной массы стремились вылиться в преступные действия, Правительство наше самыми суровыми и решительными мерами в короткий срок изолировало преступный элемент и восстановило деятельность административного аппарата. Вся эта работа носила срочный характер и требовалась коренная работа в реорганизации необходимого в переживаемый нами момент сильного административного аппарата.
С чувством удовлетворения мы видим, что Министерство Внутренних Дел вступает в новую фазу, на путь созидательной работы. Национализация органов управления, подготовка кадра чинов администрации, из людей прошедших военную дисциплину, а также соответствующий новым условиям жизни, административный передел, является очередной задачей Министерства Внутренних Дел.
По отношению граждан Азербайджана, беседа проникнута духом государственности и одинаковым отношением ко всем национальностям. Последнее обстоятельство имеет самое важное значение в нашей государственной жизни, когда народы уставшие от всего пережитого, больше всего желают мира и спокойной трудовой жизни, а государство нуждается в том, чтобы у него не было ни сыновей, ни пасынков и чтобы все граждане без различия национальности пользовались бы всеми правами и обязанностями и одинаково прониклись бы полным доверием к правительству, что может служить лучшим залогом нормальной жизни для всех народов.

****

Из провинции поступает крайне тревожные сведения о разных эпидемических и иных болезнях, свирепствующих среди населения в сёлах и даже городах.
Холера, тиф, «испанка» нашли себе в деревнях благодатную почву, так как медицинская помощь отсутствует, можно сказать, совершенно: ни врачей, ни медикаментов.
В старое Николаевское время Мусульманская деревня – да не одна Мусульманская деревня сама Россия была лишена всякого намека на правильно поставленную медицинскую помощь крестьянству.
Фельдшерские пункты находились в редких «избранных» местах, а о врачах и говорить не приходится, так как район так называемых «уездных врачей» тянулся чуть ли не на сотни верст. Что касается до аптек, то их можно было найти лишь в городах.
Понятно, что при такой постановке дела, громадная часть населения была брошена на произвол судьбы и местных лекарей, познания которых из области медицины всем хорошо известны. В таком положении находился деревенский люд при нормальных условиях.
Период анархии, разумеется, смел следы и тех признаков медицинской помощи, кои существовали до того. Врачи и фельдшера, состоящие большей частью из Русских, поспешили выехать из захолустий. Население осталось абсолютно без всякой медицинской помощи.
Большевико-дашнакские разрушения и погромы, трупы расстреливаемых жителей, скитание многих по городам и лесам, систематическая голодовка, питание одной лишь зеленью – всё это создало благоприятную обстановку для развития всяких болезней. Уже начавшись в одном месте, болезнь переходить и на другие, принимая эпидемический характер.
В Кубе, в этом городе с 30-ю тысячным населением, как нам передают, появилась оригинальная «очередь» на катафалку, до того велико число ежедневно умирающих.
Многие селения даже нашей Бакинской Губернии «поредели» и довольно заметно.
То же самое творится и в Гянджинской Губернии и в самой Гяндже, где не находится самых необходимых медикаментов. Джебраильский Уезд буквально опустошается болезнями.
Создание при нынешних ненормальных и неблагоприятных условиях правильной и достаточной медицинской помощи сельскому населению и снабжение нашей деревни достаточным количеством необходимых медикаментов, безусловно, крайне трудно и надлежащие учреждения должны приложить в этом направлении массу энергии, чтобы создать возможность хотя бы некоторого облегчения положения. Но невозможного вообще не существует. Мы знаем, что необходимые меры в этой области принимаются нашим Правительством, но нам кажется, что тут необходимо также участие и общественных сил, могущих выделить из себя компетентный и дельный аппарат, как это мы видим до сих пор в самом Баку.
Дело это вообще, в нём заинтересовано не одно Правительство и не одна часть населения. Мы все должны прийти на помощь крестьянству, которое нас кормит.
В Баку врачей нельзя сказать, чтобы было мало. Нам кажется, что вместо того, чтобы скучивание важной силы, как медицина, в одном центре в то самое время, когда другие области погибают из за отсутствия её – было бы преступлением перед несчастными. Об этом в особенности хорошо должны помнить наши молодые медики, всё время стремящиеся в большие города…
Нужно надеяться, что инициатива как официальных, так и общественных сфер освободить несчастное наше крестьянство от новой после дашнако-большевистской для него напасти.
Только необходимо спешить, каждый день, а может быть и час промедления стоит сотни человеческой жизни.

*Статью, опубликованную в газете «Азербайджан» на русском  языке, 6-го ноября 1918-го года, за № 28, нашел и предоставил нашему сайту, доктор наук по философии Ядигяр Тюркел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

Powered by WordPress | Designed by: best suv | Thanks to trucks, infiniti suv and toyota suv