(К СТОЛЕТИЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) АЛЕКСАНДР ЩЕПОТЬЕВ. ДВЕ ПАРАЛЛЕЛИ

[Если] мы оглянемся на свою историю образования великодержавной России со времен её освобождения от Татарского владычества вплоть до последней войны, то мы увидим, что объединение всех частей Великороссийского племени в одно государственное целое шло строго центростремительно вокруг основного ядра – Московского княжества, явившегося «собирателем земли Русской». Лишь после того, как территориально оно достигло границ современного распространения Великороссов, начался второй период Русской истории – распространение владычества великороссийского над инородцами, начатое ещё Старомосковским государством покорением Казанских Татар.


При истинных основателях Великодержавной России – Петр Великом, Екатерине II и Александре I – владычество Великороссов над множеством инородческих национальностей достигло своего наибольшего развития. Почти во всех этих владениях Великороссийский элемент составлял меньшинство, иногда очень значительное (например, не более ½ или 1 процентов в Туркестане или в Северо-Западном Крае). Оно состояло по преимуществу из чиновников и даже в таких центрах, как Варшава, Вильно или Тифлисе, кроме бюрократического элемента находилось очень незначительное количество Русской интеллигенции или трудового населения. Те же области, которые имели исключительно Русское население, но отделены были географическими границами от главного его ядра, как Сибирь, Казацкие земли Северного Кавказа, Семиречья или Урала и прочее, жили своей особой жизнью, чуждою остальной Великороссии и часто характеризовавщейся сепаратистическими стремлениями по отношению к центральному правительству.
Все подобные владения являлись колониями в истинном смысле этого слова, отличаясь от Английских или Французских лишь тем, что непосредственно примыкали к территории, занятой Великорусской национальностью, а не отделялись от неё морем.
Во всех колониальных государствах жизнь их колоний никогда не оказывала большого влияния на внутреннюю жизнь и на судьбы метрополии. И в Великорусской державе было то же самое. Окраины никогда не влияли на политическую жизнь России ни до Думы, ни после неё, стремясь лишь к защите своих прав на уважение и на сохранение своей культуры.
Ввиду незначительности Русского элемента в Русских колониях, большая часть которых имела за собой вековую культуру, самодержавная Россия всю свою деятельность на окраинах употребляла, в противоположность гуманитарной Английской колониальной политике, лишь на одно – на искусственное проведение обрусения. Подобный насильственный образ действий, как известно, привел к обратным результатам.
Когда революция выставила лозунг «самоопределение народов», все угнетаемые Царским режимом народы России заявили о своих правах. Сам Великороссийский народ пошел на встречу желаниям этих народов и замкнувшись в своем большевизме, решительно отказался вести империалистическую, колониальную политику России старого режима, «оставив в покое» или «на произволе судьбы» все самоопределившиеся народы и стремясь, может быть лишь упрочить в их среде положение своих политических единомышленников, большевиков.
Когда, таким образом бывшая великодержавная Россия распалась на отдельные государства, согласно провозглашенному впервые Российской революционной демократией принципу «самоопределение народов», казалось должно было наступить то время, когда русские элементы в бывших окраинах её должны бы были и признать этот факт, занявший творческой работой на местах, или вернуться в пределы собственной России, оставив самоопределившиеся народы их собственному строительству и не мешая им.
На деле, однако, вышло не так.
Русский элемент на окраинах стал главным вдохновителем «спасения России», забыв, что никакая работа их в среде «самоопределившихся» народов, отделившихся без войны от Великорусского ядра, не даст в этом направлении положительных результатов.
Как могут Русские «спасти Россию», выступая её «спасителями» в Восточном Туркестане, например, где общее число Русского населения до войны едва достигало одного процента, или в Закавказье, где на 7 миллионов жителей не более 150 000 Русских и то сосредоточенных по преимуществу в двух городах – Баку и Тифлисе.
Подобное движение от окраин к центру никогда не приводило ни в одном государстве к положительным результатам. Как ни были сильны, например, одно время Вандейцы, а им всё же не удалось, низвергнут республику во Франции.
Все эти окраинные «спасители» России организуют посылки делегаций, агитируют добровольческие армии на свой страх и риск, но, только совершенно не считаясь с интересами самого Великороссийского народа, но даже и не вступая с ним ни в какие сношения. Почему никто из них – ни с Кубани, ни из Уфы, или Омска, не следуют директивам Москвы, не посылают туда сначала своих делегатов, не заводят в первую очередь связей с самим Великороссийским народом? Почему недовольные действиями самоопределившихся народов, все эти очутившиеся не у дел бюрократы, не возвращаются восвояси?
По этой простой причине, что всех их, всех этих единомышленников «Единой России» или самозваных национальных советов, прежде всего там бы повесили и делу конец. В этом отношении Великорусский народ может только сказать – «избавь бог меня от друзей, а с врагами справлюсь я сам!».
Если мы теперь обратимся к политическим деятелям старого режима, вроде тех, которые собрались в Яссах, или «околачиваются» по столицам Европы, прося о помощи в деле «воссоединения России», то увидим, что часть Русских элементов окраин весьма сочувствует, с большими надеждами смотрит на их деятельность, забывая одно обстоятельство. Ни один народ, который желает «самоопределения», желает свободной жизни, не может допустить хозяйничанья иностранцев и вмешательство последних в свое государственное строительство.
Ещё смутное время показало нам, как отрицательно отнесся Великороссийский народ к хозяйничанью Поляков в Москве.
История всех государств показывает нам, как реагируют народные массы на подобное вмешательство. Как был забит и подавлен Испанский народ, но когда Наполеон вздумал навязать ему силой самые либеральные реформы, все Испанцы поднялись как один человек, т.к. даже просвещеннейшие из Испанцев гнушались добром, подносимым на острие наносимого штыка.
Таких примеров много дает нам история и деятельность участников Ясских совещаний может лишь создать положение, которое само по себе явится источником новых смут и новых внутренних войн.
И если уже говорить о «спасении России», то только сам Великорусский народ, из своих недр может выявить кадры истинных спасителей, как это было в 1613-ом году, и когда это действительно потребуется.
Московский район и Верхнее Поволжье, эти коренные Русские земли – они «спасут» Россию, а не отдельные брошенные ею окраины.
Вся история России показывает, что сила Русского народа шла из центра к окраинам, а не наоборот. Москва, а не Тифлисский Русский Национальный Совет и не Бакинская «Единая Россия» дадут «спасателей России».
К деятельности Русских меньшинств в окраинах, относящихся отрицательно к государственному строительству самоопределившихся народов, правительства последних не могут не относится отрицательно. Прямая агитация бюрократического элемента старого режима в новообразовавшихся государствах является недопустимым. Никакие «агитаторы» и «уполномоченные лица» самозванных окраинных правительств и «организаторы» добровольческих отрядов не могут вести своей работы в пределах Польши или Грузии, Украины или Азербайджана или других новых политических организмов, возникших из бывших Русских колоний, подобно Соединенным Штатам из Английских колоний или Южно-Американским республикам из Испанских.
Русская культура, Русский язык останутся по прежнему влиятельными в них, как, например, Испанский язык и культура остались в Латинской Америке, но Русской администрации и бюрократии в них пришел уже безвозвратный конец.

*Статья ещё раз подтверждает моё мнение, о том что, Александр Щепотьев выходец из Польских Тюрков, такие как генерал М. Сулькевич, И. Хурамович… и другие, которые, верно служили родной, Азербайджанской Республике.

*Статью идеолога Азербайджанской Республики (1918-1920) Александра Щепотьева опубликованную в газете «Азербайджан» на русском  языке, 23-го января 1919-го года, № 15, нашел и представил нашему сайту, доктор наук по философии Ядигяр Тюркел.

* [Слово Если] добавлено Ядигяр Тюркелем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

Powered by WordPress | Designed by: best suv | Thanks to trucks, infiniti suv and toyota suv