Баку, 24-го октября (К СТОЛЕТИЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Мир – вот единственное слово, занимающее теперь ум всякого мыслящего человека. Человечество так замучено под ярмом этой беспримерной в истории кровавой бойни, что всякий слух о прекращении её встречается им с великой радостью, с сердечным трепетом. К сожалению, все предыдущие попытки восстановить мир оказались неудачными и человечество было обмануто в своих ожиданиях, разочаровано в своих надеждах.
Но, разумеется, никто окончательно не терял надежды на прекращение этой ужасной бойни и люди ждали покорно, когда насытиться земля человеческой кровью, когда страшный Молох устанет, наконец, от проглатываемых миллионами человеческих тел.  Теперь, как будто, момент настал. Общая усталость чувствуется всеми, даже самой природой. Тем большее значение приобретает в глазах человечества мирное предложение, официально сделанное Германией и её готовность признать 14 пунктов президента Вильсона.

Теперь вес вопрос сводится к следующему: сумеет ли противная сторона дать верную оценку сделанному предложению или же, признав то за бессилие противника, будет «нажимать» до того, пока не расстроить только что налаживаемый план мира? Найдут ли Союзники в себе достаточного такта пойти навстречу желанию мира, или же упоенные военными удачами будут стараться «доконать» противника до того, пока тот, отчаявшись на мирный исход, не возьмется вновь за оружие?

Весь вопрос в этом!

Скудные сведения, имеющейся в нашем распоряжении, к сожалению, не дают нам возможности сделать тот или иной категорический вывод. С одной стороны мы видим, как общественное мнение в особенности демократические круги Англии и Франции, стоять за прекращение войны и установление мира, с другой аппетит разыгрывается в некоторых кругах Америки, недавно начавшей войну, Франции и даже Италии, которая теперь, когда уже наступает финал общеевропейской трагедии, вдруг преисполнилась воинственного пыла, почему-то отсутствовавшего за всё время войны…

Дадут ли мыслящие круги человечества отпор империалистическим стремлениям своих собратьев, сумеют ли умерить их пыль и чрезмерный аппетит или же дадут себе увлечься «сладостью» временных удач – вот вопрос, от которого зависеть судьба и жизнь новых миллионов людей.

Будем надеяться, что голос благоразумия и чувства умеренности возьмут верх над низменными и кровожадными инстинктами и желание мира вольется в  такой стройный и мощный хор, который заглушить голоса отдельных солистов, образующих неприятный диссонанс в общем хоре.

***

Слишком сильно сгущены тучи на политическом горизонте, чтобы их можно было рассеять одними нотами, хотя слышны отдельные официальные призывы к ликвидации всемирной бойни. Но сложное сплетение политических вопросов и интересов воюющих держав не дают возможности по одному мгновению ликвидировать все спорные пункты и устранить все основные причины, из за которых льются потоки человеческой крови и истощается веками накопленное достояние человечества, как и сама современная война была тяжела, сложно и продолжительна, так и ликвидация её будет сопровождаться теми же условиями.

Как для ведения войны были поставлены на карту все ресурсы народов, так и за столом Мирной Конференции должны быть использованы все средства и дипломатические способности обоих коалиций, чтобы окончательно разрешить все спорные вопросы как политического, так и экономического характера. Трудно теперь определить какой принцип намерены Великие Державы положить в основание мирных переговоров. Все недержавные, мелкие народы и государства, измученные под гнётом милитаризма и капитализма Великих Держав, будут стремиться, чтобы в основу всеобщего мира был положен принцип самоопределения народов и международная гарантия их политических и экономических прав.

Но из хода переговоров и политических выступлений Великих Держав обоих коалиций мы приходим к выводу, что они готовы признать необходимость заключить мир на принципе самоопределения народов, лишь тогда, когда стратегическая обстановка складывается на фронте неблагоприятно для той или иной стороны, а с упрочением стратегического положения немедленно забываются провозглашенные великие принципы и заглушается империалистическими тенденциями.

И потому принцип самоопределения народов не получил всеобщего признания великих империалистических держав и мы полагаем, что империализм, как естественное порождение капитализма и милитаризма, слишком глубоко проник в сознание Европейского общества и являются необходимым условием дальнейшего процветания Великих Держав и потому едва ли эти державы добровольно примут в основании мира принцип самоопределения народов, являющихся до сих пор предметом эксплуатации и благородной почвой для дальнейшего развития империалистических начал.

Недержавные народы и маленькие государства, интересы коих сходиться в вопросе самоопределения, должны, объединившись в одну дружную семью, звучным голосом заявить, что сами народы желают решать свои судьбы и что лишь самоопределение народов даст желанный и всеобщий мир.

В момент, когда решаются большие политические вопросы, одинаково важны для всех недержавных народов, интересы всех настоятельно требуют забыть внутренние разногласия и объединенными усилиями достичь благоприятного разрешения внешних общих политических задач, от коих одинаково зависят дальнейшие судьбы народов.

   «Азербайджан» 24-го октября 1918-го года, № 17.

 

 

 

 

 

 

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

Powered by WordPress | Designed by: best suv | Thanks to trucks, infiniti suv and toyota suv