(К СТОЛЕТИЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Александр Щепотьев. Силуэты общественных деятелей нашего времени

 II. Клемансо

Телеграф принес известие, что председателем Мирной Конференции избран Клемансо. Назначение этого исключительного политического деятеля на столь важный и ответственный пост «арбитра мира» показывает, что при данных обстоятельствах он оказался наиболее подходящим из всех кандидатов.
Что же представляет из себя эта личность, какова была до сих пор деятельность Клемансо, достигшего без малого уже 78-и летнего возраста.
Чтобы ответить на эти вопросы необходимо остановиться подробнее на немного длинной, но полной  интереса биографии его, неразрывно связанной с историей Франции последних 50 лет.
Жорж Клемансо родился 28 сентября 1841-го года, в зажиточной крестьянской семье, небольшой деревушки. В начале, изучал медицину в Париже и думал посвятить себя сначала профессорской деятельности и даже защитил докторскую диссертацию.
Однако недолго увлекался планами профессуры и стал готовиться быть врачом, к чему влекла его стремление к активной, неустанной деятельности. И этому помешали его путешествия, во время которых он попадает в Америку, где остается целых 4 года, женится на Американке и проникается «американским духом». В этой обстановке сложилось его мировоззрение – рационалиста в политике, резкого позитивиста и материалиста в философии, крайнего радикала-буржуа относящегося отрицательно к социализму, в социальной области.
Америка наложила глубокий отпечаток на его характере, придав «англо-саксонскую закалку» его и без того энергичному и выдержанному характеру.
Вернувший в Париж в 1869-ом году Клемансо поселился в бедном квартале, населенном исключительно рабочими и разной беднотой, среди которых он принялся за одним из самых популярных лиц квартала, благодаря чему после революции 1870-года его выбирают единогласно сначала меры в его округа и после коммуны, которой он вообще не сочувствовал, в палату депутатов.
Клемансо с головой отдается к политической деятельности. В самом начале её он становиться известным, как один из немногих депутатов, протестовавших против уступки Эльзаса-Лотарингии, чем и начинается его все возрастающая популярность во Франции.
С этого то времени и начался период борьбы Клемансо за укрепление республики во Франции, положение, которой было тогда очень неустойчиво.
Клемансо основывает радикальную партию, вместе с Гамбеттой объединяет все левые и умеренные партии и добывается блестящей победы в виде отставки президента Мак Магона, явно сочувствовавшего реставрации, а затем переход в непримиримую оппозицию умеренным, «оппортунистам», составлявшим тогда большинство палаты.
Могущественный дар слова, резкий и непримиримый тон по отношении к врагам республики, громадный импровизаторский талант, позволявших Клемансо во время дебатов схватить «нужный тон» и тем  создать необходимое большинство, всё это очень скоро сделало из Клемансо кумира республиканцев получившего прозвище «страшного низвергателя министерств» или «тигра» крайней левой, «парламентарный рев», которого заставил множество министров трепетать «если не за свою шкуру, то за свои портфели».
Ни один министерский кризис того времени не проходил без участия Клемансо.
Ещё более важную роль сыграл он во время борьбы своей с буланжизмом, который нашел в нем чрезвычайно энергичного врача, как только выяснилось, что буланжизм представляет из себя движение к цезаризму и против республики. И в этом отношении Клемансо оказался спасителем республики от новой диктатуры.
Непримиримая оппозиция вождя радикалов естественно доставила ему много врагов, которые, только и ждали, чтобы свалить ненавистного «тигра» с того пьедестала, на который вознесла его популярность народных кругов.
Случай наконец представился им во время известного Панамского краха когда близкое знакомство Клемансо с одной из главных фигур панамистов Герцем послужило предлогом для его обвинения. Все ополчились на него и в 1893-ом году для него наступил политический крах – он был забаллотирован на выборах в палату.
Все отшатнулись от него, даже жена покинула его, но не пал духом только сам Клемансо.
«Тот только побежден, кто признает себя побежденным» сказал он тогда про себя. Без средств, вес в долгах, Клемансо переходить на положение обыкновенного журналиста. Основанная им газета «Ангаче», благодаря новому кризису в жизни третьей республики вызванному знаменитым делом Дрейфуса, становиться неожиданно одним из самых влиятельных газет и Клемансо, благодаря своей талантливости, скоро приобретает новую и весьма значительную популярность. И в этом деле Клемансо, вместе с Жоресом и Зола, объединяет все, что было благородного и честного во Франции и опять, уже в третий раз спасает положение в республики.
Дело Дрейфуса, как известно, очистило атмосферу, благодаря чему Панамские клеветы были забыты и Клемансо снова вернулся в Палату, а затем попал в Сенат, где опять стал «грозою министров», несмотря на свои 62 года.
Образовалась новая радикальная партия, поставившая себе целью борьбу с главным врачом Французской демократии – с клерикализмом.
Лидером этой партии, естественно, стал «старый уже тигр» Клемансо, сподвижником же его – новая звезда политического горизонта Аристид Бриан. Благодаря им был проведен закон об отделении церкви от государства, имевший громадное значение во внутренней истории Франции.
Благодаря победе этой партии на выборах, Клемансо, наконец, попадает в 1916-ом году в министры внутренних дел «великом кабинете маленького Сарриена, но уже через пол года сам становиться премьером, оставаясь целых три года, до лета 1909-го года, на этом посту.
Однако по своему импульсивному, властному характеру, старой привычке к «низвержению министерств» Клемансо не был на своем месте на посту премьера. Слишком резки были его нападки на оппозицию и очень круты меры, принимаемые им против всяких беспорядков. По собственной же вине, из за личной бестактности Клемансо должен был выйти в отставку.
Последующая деятельность его вызвала много нареканий, благодаря его стремлению, во что бы то ни стало вернуться снова к власти.
Организованная им борьба против кандидатуры Пуанкаре в президенты была, однако, неудачна и последний был выбран, несмотря на то, что Клемансо употреблял все усилия, чтобы «сорвать» выборы. Народные массы были очень недовольны такой тактикой «старого тигра» и популярность его сильно пала.
Но вот тянула мировая война, Франция не подготовленная к ней, несмотря на постоянную проповедь о реванше, подверглась всем ужасам Германского нашествия. Хотя битва на Марне и спасла Францию, но после этого долгие годы борьба продолжалась на её территории, подтачивая её силы, парализуя всю  остальную жизнь.
Клемансо тотчас же с начала войны приступил критике всех промахов гражданского и военного ведомств в основанной им … «Победа».
Вопреки ожиданиям, эта не была резкая, беспощадная «критика во что бы то ни стало», а была мудрая и осторожная критика действительных упущений с указанием всякий раз средств для их  устранения. И страна снова вспомнила о «старом тигре». Ни кабинету Вивиани, ни кабинету осторожного Бриана, ни кабинету консервативного Рибо, ни наконец, Пенлеве, при котором вскрылись чудовищные хищения и шпионство в армии, не удалось довести Францию до победы.
Осенью 1917-го года вся Франция обратилась к тому, что три раза спасал республику. И «старый тигр», став на склоне лет опять премьером, с железной энергией, непреклонной волей, а главное без церемонии ко всякому деятелю, кто бы он ни был, раз он оказывается не на месте, путем чрезвычайных усилий снова поднял дух истекавшей кровью страны.
Всё было заново реорганизовано им, всюду произведена коренная чистка администраций и хотя Немцы опять подступали к Парижу, но дух армии опять поднялся, после того как выступление России из ряда Союзников нанес этому духу такой тяжкий удар.
Результаты сказались этим летом и сказались блестяще.
«Старый тигр» в четвёртый раз спас Республику и мог воскликнуть в Палате – «что сделал я, то я сделал всё для Франции».
В 1871-ом году он подписал протест депутатов против уступки Эльзаса и теперь ему одному, оставшемуся в живых из других депутатов, выпала счастливая доля в декабре 1918-го года совершить въезд в освобожденный Страсбург…

 

*Статью идеолога Азербайджанской Республики (1918-1920) Александра Щепотьева опубликованную в газете «Азербайджан» на русском  языке, 26-го января 1919-го года, № 18, нашел и представил нашему сайту, доктор наук по философии Ядигяр Тюркел.

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

Powered by WordPress | Designed by: best suv | Thanks to trucks, infiniti suv and toyota suv